Уничтожение классов

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Итак, позитивная характеристика полного социального равенства – полное и свободное развитие как условие свободного развития всех.

Свобода такого уровня достижима лишь при условии уничтожения социальных, экономических неравенств, т. е. классов. Всякое социальное равенство несвободных и всякую свободу социально неравных марксизм отвергает как цели враждебных ему идеологий: фашизма – в первом случае, эксплуататорского, буржуазного строя – во втором.

Коммунизм есть равенство свободных людей. Социализм – общество, переходное к полному коммунизму, подготавливающее, строящее его. В этой характеристике – существо логической линии становления и развития социализма в полный коммунизм.

Зная с научной точностью эту логическую линию, мы бесспорно знаем самое главное о том, что должно быть в конечном счете обеспечено в ходе социалистического развития. Для практического исторического действия, особенно планомерного, знать это крайне важно, но недостаточно.

Логическая траектория имеет не только исходный и конечный пункты, но и промежуточные, этапные рубежи.

Раскрыть их – значит объяснить шаг за шагом путь от общества с антагонистическими классами и отношениями господства и подчинения до общества без классов и с отношениями полного равенства свободных людей.

Каждый из шагов на этом пути интересует нас не как результат стечения конкретно-исторических неповторимых обстоятельств, а как закономерная форма сущностного развития, как нечто устойчивое, обладающее неизбежно повторяющимися свойствами и их сочетаниями. Только так можно выстроить логическую траекторию развития социализма.

Понятие «класс» применительно к характеристике социально-экономического положения трудящихся в социалистическом обществе существенно отличается от того понятия, которое используется марксистами при характеристике социальной структуры досоциалистических формаций.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: