Видоизмененные горные породы

На учет берут все месторождения дорожно-строительных материалов, малые и большие, разрабатываемые и неразрабатываемые. Из всех месторождений отбирают пробы (образцы) материалов, которые для определения их качества подвергают испытаниям в специальной лаборатории, где узнают объемный вес камня, т. е. вес в тоннах на 1 мъ камня, способность его впитывать или поглощать воду (водопоглощение), морозостойкость камня и его прочность. Самые главные испытания – это испытания на морозостойкость и прочность камня. Морозостойкость камня, или способность его во влажном состоянии противостоять действию мороза, определяют двумя способами. По первому способу насыщенные водой образцы камня помещают в специальную камеру, где их выдерживают при температуре -20° в течение 4 часов, после чего вынимают и помещают в ванну с водой тоже на 4 часа. Такое попеременное оттаивание проводят 15, 25, 50, 100 раз. Если, например, после 100 раз замораживания и оттаивания образец известняка не имеет заметных повреждений, значит его можно отнести к 1-й марке каменных материалов и применять для покрытий из асфальтобетона на дорогах I-III технических категорий. Прочность камня определяют путем раздавливания образца на специальных прессах. Хорошим по качеству является такой, который выдержал давление 800- 1000 кг на 1 см2 образца. Для строительства дорог выбирают такой камень, который бы хорошо противостоял атмосферным изменениям и выдерживал нагрузку от проходящих автомобилей. Гравий должен быть прочным и морозостойким, не содержать зерен кремния и комочков глины.

Песок применяют для подстилающего слоя, для приготовления цементобетона и асфальтобетона и для улучшения грунтовых дорог. Песок должен быть чистым, примесей глинистых частиц может быть не более 3%, мелких крупинок диаметром менее 0,15 мм – не более 5%.