Время ожидания

Полагаем, что потери такого же порядка. Такое допущение вполне возможно, особенно для двухполосных дорог. На них основные потери времени приходятся на ожидание наступления безопасного для обгона интервала во встречном потоке. Потери же составляют незначительную долю. Время ожидания зависит прежде всего от интенсивности движения попутного и встречного потоков и продолжительности проезда на полосе встречного движения, т. е. от продолжительности обгона.

С увеличением интенсивности движения попутного потока в нем возрастает количество автомобилей, нуждающихся в обгоне. В связи с этим количество попыток выезда на полосу встречного движения также увеличивается, т. е. для любого нуждающегося в обгоне автомобиля возрастают помехи со стороны других автомобилей своего потока. Это характеризуется увеличением вероятности Следовательно, возрастают и потери времени Кроме того, с ростом интенсивности движения в этом же потоке уменьшаются интервалы между автомобилями. Обгоняющий автомобиль все реже застает перед обгоняемым автомобилем достаточный интервал, необходимый для безопасного вхождения в него в конце обгона.

Это обстоятельство характеризуется уменьшением вероятности. В связи с затруднением такого рода растут и потери времени. С увеличением же интенсивности движения во встречном потоке быстро уменьшается вероятность застать между автомобилями интервал, необходимый для безопасного проезда по этой же полосе обгоняющего автомобиля. Здесь также происходят потери времени на ожидание появления такого интервала. Применение методов теории массового обслуживания к описанию автомобильного движения дает возможность найти значение средней потери времени обгоняющим автомобилем на ожидание наступления в потоках благоприятных условий для совершения обгона.

Любое очередное требование, поступая в случайный момент времени в двухканальную систему, рассмотренную в предыдущем параграфе, может застать канал свободным и немедленно поступить на обслуживание. Но оно может застать и очередь из ранее поступивших в систему требований. Поэтому, прежде чем начнется его обслуживание, оно потеряет время на ожидание в этой очереди.