Механизм функционирования звеньев разных уровней

Проблематика «план и (или) рынок» стала традиционной для экономических дискуссий в и других странах социализма, начиная особенно с конца 60-х годов. В таком подходе соединились два потока мысли. Один – западная традиция прагматического рассмотрения экономики самой по себе, без достаточно тесной увязки с социальными и тем более политическими проблемами.

О чем сегодня идет дискуссия на тему «план и (или) рынок»?

Конечно же не о том, должны или не должны в реальной хозяйственной практике сочетаться плановые и рыночные формы регулирования. Вся (или почти вся) известная нам история человечества свидетельствует о неизбежном соединении в хозяйственной деятельности сознательного, проектирования системы средств для достижения целей, обмена деятельностью или ее результатами, сопоставления собственных результатов с результатами контрагентов, коррекции собственной деятельности в соответствии с объективной общественной оценкой ее результативности.

План при этом есть не более чем сознательность действия в хозяйстве, рынок – не более чем общественный механизм обмена деятельностью и косвенного соизмерения усилий производителей единой общественной мерой.

Ни одно из современных хозяйств не может отказаться ни от плана, ни от рынка.

Следовательно, жаркий характер дискуссий о плане и рынке продиктован не этими элементарными их значениями, а иными, присоединенными к элементарным и ставшими теперь смысловыми центрами таких изначально простых понятий, как «план» и «рынок».

Какой же более глубокий смысл вкладывается в эти понятия в современных дискуссиях? На мой взгляд, современная экономическая паука, по тем или иным причинам вынужденная или наедающая скрывать глубокий социально-политический смысл своих дискуссий, ведет в форме обсуждения проблемы «план и (или) рынок» обмен мнениями и аргументацией по поводу типов управления хозяйством, их современного облика в разных странах и возможных преобразований в перспективе.