«Взгляд на тысячу миль»

Выиграв еще студентом звание чемпиона США по борьбе, Мэтт Фурри затем увлекся китайским боевым искусством шуай-чао. В 1997 году в Пекине он стал первым Чемпионом мира по шуай-чао некитайского происхождения. Сегодня Мэтт Фурри – самый авторитетный в мире тРенер по «функциональному фитнесу», то есть по подготовке атлетов к боям без правил.

О своей методике тренировок он написал книгу «Подготовка к бою готов: функциональный тренинг для фитнеса и боевых искусств»1. Мы с ним говорили о значении взгляда для нагнетания враждебности и агрессии.

Ты смотришь противнику прямо в глаза, но так, словно его перед тобой нет. Смотришь сквозь него, как сквозь воздух.

Ты превращаешь противника в ничто. ФУРРИ: Нет сомнения, что взгляд играет большую роль в устрашении.

В ситуации вражды или прямой агрессии хороши любые способы, если они помогают сломить волю противника.

Взглядом этого можно добиться еще до начала боя. Начиная от сражений древних греков и римлян и кончая современными спортивными соревнованиями – в истории полно примеров, как, узрев решимость в глазах соперника, кто-то понял, что проиграет поединок, еще даже не начав его. ЭЛЛСБЕРГ: Наверняка есть какой-нибудь специальный прием, позволяющий продемонстрировать превосходство и запугать противника?

ФУРРИ: Есть прием, известный как «взгляд на тысячу миль»: ты смотришь парню прямо в глаза, но так, словно его перед тобой нет. Смотришь сквозь него. Чтобы разглядеть нечто, расположенное в тысяче миль от тебя.

Тем самым ты превращаешь противника в ничто, показываешь ему: «Ты пустышка, тебя здесь просто нет. Я пройду через тебя легко, как прохожу через воздух».

Фурри рассказал мне невероятную историю о том, как выиграл поединок с помощью взгляда. В каком-то смысле эта история противоречит тому, о чем мы говорили выше.

Это пример не подавления, а дружеского единения взглядов во враждебной ситуации. Наверное, это и есть то самое исключение, которое подтверждает правило.

ФУРРИ: Я учился в Университете штата Айова и выступал за наш университет на соревнованиях по борьбе.

Традиционным противником моей команды были ребята из Университета штата Оклахома. У них там был парень по имени Дейв Шульц, который в 1984 году стал олимпийским чемпионом.

Я никогда не боролся с Шульцем. Но ребята из моей команды встречались с ним не раз, и я довольно часто наблюдал эти поединки.

Этот Шульц сводил членов моей команды с ума одного за другим. Перед поединком он подходил к своему очередному противнику из Айовы, заглядывал в глаза, тряс руку и спрашивал: «Эй, как дела?

Все хорошо?

Все в порядке?

» Он хлопал айовца по плечу, смеялся и расточал дружелюбие.

А перед тем как удалиться, смотрел будущему противнику прямо в глаза и говорил: «Удачи». Это пожелание сводило моих друзей с ума. «Кто этот парень, весь такой сладкий, который все время подходит к нам? Как все это понимать?

» А на следующий день Шульц клал на лопатки очередного того айовца, которому он искренне желал накануне удачи. Мне кажется, именно эта манера поведения Шульца обеспечивала ему психологическое преимущество.

Я подошел к противнику, посмотрел ему прямо в глаза и с широкой улыбкой сказал: «Удачи тебе!

» Он машинально кивнул. Его лицо выражало растерянность, презрение, злость и страх.

В чем состояла его стратегия? Она состояла в демонстрации абсолютного бесстрашия.

Он был невероятно уверен в себе и абсолютно свободно, дружелюбно и без всяких задних мыслей приветствовал нас. Будто мы были на его территории, гостями на его празднике жизни.

Вот он и желал нам удачи, на правах хозяина. Я использовал этот прием Дейва Шулыда, когда участвовал в чемпионате мира по шуай-чао. Предстояла решающая схватка за звание чемпиона.

Мой противник стоял на краю мата, настраиваясь на поединок.

Я подошел к нему, протянул руку, посмотрел прямо в глаза и с самой широкой улыбкой пожелал ему: «Удачи тебе!

» Он слабо ответил на мое рукопожатие и машинально кивнул мне в ответ. Но выражение его лица описать невозможно.

Смесь растерянности, испуга, презрения, злости и страха.

Понятное дело, ни один противник не говорил ему ничего подобного. Я полностью вывел его из равновесия.

Поединок был трудным, но я выиграл. Нелепое пожелание противнику удачи дало мне, может быть, один процент преимущества, но, может быть, именно этот процент и был мне нужен, чтобы стать чемпионом.