Руководство для ораторов и докладчиков

Если вы интересуетесь ораторским искусством, значит, наверняка знаете о Toastmasters – это крупнейшая в мире ассоциация любителей ораторского мастерства, которая пропагандирует искусство выступать перед любой аудиторией и по любому поводу. Сегодня она насчитывает 250 тыс. членов и имеет 11 тыс. отделений по всему миру.

Ежегодно примерно 25 тыс. ораторов из разных стран принимают участие в Мировом чемпионате ораторского искусства – Toastmasters World Championship of Public Speaking. Чемпионом может стать один из 10 финалистов.

Кандидаты отсеиваются поэтапно, начиная с соревнований регионального уровня.

Наверное, только президентские выборы тяжелее для претендентов – в смысле и физических нагрузок, и ораторского мастерства (и с той разницей, что лучшие ораторы на свете говорят намного интереснее многих кандидатов в президенты).

Я беседовал с несколькими ораторами-чемпионами мира.

Каждый из них подчеркивал важность прямого зрительного контакта с аудиторией для успеха речи. Само собой разумеется (и это справедливо не только в отношении ораторского искусства), прямой зрительный контакт не является единственным залогом успеха оратора.

Но это очень важное условие успеха. Притом замечу, что освоить навык зрительного контакта с аудиторией намного легче, чем другие составляющие этого искусства.

Постоянный зрительный контакт с аудиторией – одно из важных условий успеха выступающего. Не начинайте говорить, пока не обменяетесь взглядами с присутствующими.

Эд Тейт1 – чемпион мира 2000 года, состоялся и как профессиональный оратор, и как тренер ораторов. Он говорит, что начинает каждое свое выступление с того, что устанавливает контакт с аудиторией.

То есть он не начинает говорить, пока не обменяется взглядами с некоторыми сидящими в зале слушателями.

ТЕЙТ: Многие даже опытные ораторы начинают говорить с места в карьер, едва появившись перед слушателями: и полсекунды не прошло после представления оратора аудитории, а он уже открыл рот. Такая поспешность – большая ошибка, потому что оратор упускает благоприятную возможность наладить контакт с аудиторией, почувствовать своих слушателей до того, как начнет свою речь.