Общение взглядами по Гликштейну

Общение взглядами по Гликштейну – занятие не только для глаз, но для всего тела. У него есть нетривиальные рекомендации касательно языка телодвижений в процессе общения взглядами. К примеру, меня удивил совет слушать всем телом, но не проявлять этого – ни кивками, ни междометиями (как нейтральными «угу», так и оценочными «да-да»). Эта рекомендация в корне отличается от того, что советуют многие специалисты по коммуникациям, в частности приверженцы школы «активного слушания».

Мне кажется, Гликштейн прав. И вот почему.

Мы часто киваем и поддакиванием непроизвольно, по привычке, желая произвести хорошее впечатление.

Это наше кивание и поддакивание так и воспринимается собеседником – как желание ему понравиться.

Они не годятся в качестве сигналов внимания в силу этой их двусмысленности.

Я спросил об этом Гликштейна.

ЭЛЛСБЕРГ: Что же теперь – совсем не улыбаться, слушая собеседника?

ГЛИКШТЕЙН: Участники моих семинаров часто задают мне этот вопрос. На что я отвечаю: «Самое главное – ваше позитивное отношение к стоящему перед вами человеку.

Ваше желание о нем позаботиться». Если вы действительно испытываете чувство, оно само себя обозначит, улыбаетесь вы или нет. Студент мне говорит: «Но я испытываю потребность улыбнуться!

» Я отвечаю вот что. Во время выступления или беседы не старайтесь «держать улыбку».

Фальшивая, приклеенная улыбка не добавит вам шарма.

Но если вам хочется улыбнуться от всей души – улыбайтесь.

Для начала следует разобраться в причинах этого позыва. Является ли ваша улыбка естественным проявлением вашего мироощущения или это заученный – в силу эффективности – прием, выражающий непроизвольное стремление заслужить чье-то одобрение?

В каждом из нас слишком много подсознательного желания «заработать» похвалу.

Поэтому я поощряю своих учеников пробовать что-нибудь непривычное. Хотя бы для того, чтобы освежить восприятие.

Я расскажу историю.

Однажды ко мне на курс записалась дама, долгие годы проработавшая референтом менеджера высшего звена. Посмотрев на себя в видеозаписи, она вдруг сказала: «Меня ужасно раздражает эта моя постоянная улыбка.

Она как приклеенная. Мне бы не хотелось улыбаться так часто».

И вдруг эта дежурная улыбка исчезла с ее лица.

Вся группа увидела человека, буквально закипающего от гнева: «Меня охватывает гнев, стоит подумать об этой вечной необходимости улыбаться, целый день улыбаться, всем своим начальникам. Как я ненавижу эту свою постоянную улыбку!

» Этой женщине было жаль своих сил, затраченных на культивирование фальшивой улыбки. Мы никогда не поймем, что там, внутри нас, пока не покончим с этими фальшивыми запрограммированными улыбочками – из вежливости, по привычке, из желания кому-то угодить.

А вот сердечная улыбка никогда никому еще не помешала и не помешает. Ведь она не приклеенная, она цветет изнутри.

Улыбайтесь больше.

Улыбайтесь искреннее.

И если за вашей искренней улыбкой и скрывается какой-то интерес – об этом знаете только вы.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: