Управление самим собой

Еще одной важнейшей задачей опрошенных руководителей было управление собственной жизнью. Необходимо было так адаптировать собственный темперамент, энергию, организацию рабочего дня, жизненные приоритеты и отношения с близкими, чтобы высвободить время, не попадать в излишне стрессовые ситуации и быть в состоянии довести до конца намеченную программу перестройки компании. Вне зависимости от стажа предшествующей работы на руководящих должностях, все опрошенные испытывали в первые месяцы деятельности на новом месте или в новом качестве колоссальный стресс.

Перемены в принципе сопряжены со значительным стрессом для всех, кто в них вовлечен, но у руководителей он возрастает многократно. Им постоянно приходится выбирать между далекими от совершенства вариантами действий, опираясь на неполную информацию о ситуации, а решения, которые они принимают, могут быть обусловлены серьезными причинами, но иметь совершенно неопределенные последствия.

Им приходится постоянно всесторонне оценивать происходящее.

Неконтролируемый стресс абсолютно несовместим с мудростью и рассудительностью при принятии решений, а поскольку руководимые ими компании находились на критических точках своего развития, то руководители понимали, что несколько неверных решений подряд могли иметь катастрофические долгосрочные последствия. Некоторые из личных привычек и тактик организации рабочего времени, которые существовали у опрошенных руководителей ранее, совершенно не соответствовали ни темпу перемен, ни масштабу решений, которые им предстояло принять.

Некоторым из них, привыкшим к последовательному, постепенному и тщательно выверенному решению стратегических планов, приходилось решать одновременно множество мелких тактических вопросов. Тем, кто прежде более полагался на анализ, а не на вдохновение и поднялся по корпоративной лестнице за счет смены административных или чисто менеджерских постов, пришлось искать в себе силы и способности к мотивации работников на производстве и в службах продаж, встречаясь с работниками лицом к лицу и разговаривая с ними.

Кое для кого основным источником стресса стали управленцы, доставшиеся в наследство от предшественников.

Этим управленцам не хватаю опыта или личного темперамента для того, чтобы быть действительно полезными, однако их нельзя было увольнять из-за неких уникальных знаний производственных процессов. В ряде случаев прежняя административная система компании была просто не приспособлена к стилю руководства лидера или к намеченной им программе преобразований.

Этим руководителям приходилось пытаться действовать в ситуации, когда они получали информацию не вовремя или в формате, несовместимом с привычным для них механизмом принятия решений.

Как следствие, увеличивались затраты времени, и постепенно нарастало раздражение в связи с непривычной собственной неэффективностью.